О нововведениях в регулировании дорожно-транспортного движения

     С 1 апреля 2024 года вступило в силу несколько нововведений в регулировании дорожно-транспортного движения.  О них в эфире радио «Комсомольская правда» рассказал начальник Управления организации регистрационно-экзаменационной деятельности, технического надзора и оказания госуслуг Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения Роман Мишуров.

     В частности, речь шла о  том, что с этого дня  в России действует   запрет для граждан Российской Федерации, а также лиц, которые получили документы о постоянном проживании в нашей стране, использовать иностранные водительские удостоверения на территории РФ. Поскольку эту норму ввели с 1 апреля, есть некий отлагательный период, который дается для того, чтобы лица, которые владеют этими удостоверениями, могли их поменять на удостоверения российского образца. Таким образом, их водительские удостоверения будут действовать до 1 апреля 2025 года.

     Обмен этих удостоверений будет осуществляться по порядку, который определило правительство. Для этого не потребуется сдавать экзамены, но надо будет подтвердить отсутствие медицинских противопоказаний, представив медицинское заключение, и оплатить государственную пошлину.

    «Согласно статистике те страны, законодательство которых в области безопасности дорожного движения максимально гармонизировано с Российской Федерацией, имеют более высокие показатели безопасности. И их водители по тем нормам, которые действовали до 1 апреля, имели возможность заниматься предпринимательской трудовой деятельностью. Мы знаем, что законом предусмотрены исключения, дающие право гражданам Киргизии, а также государств, где русский язык является официальным, осуществлять некоммерческую трудовую деятельность на основании своих национальных водительских удостоверений. Граждане Республики Беларусь, Казахстана, Абхазии и Южной Осетии и до 1 апреля могли управлять транспортом, при осуществлении коммерческой деятельности, на основании своих водительских удостоверений», – добавил Роман Мишуров.

    На вопрос, чем же  обусловлено внедрение такого рода изменений, он ответил:

  «Мы постоянно говорим о том, что процессы допуска к управлению транспортным средством и предоставления любых госуслуг – это процессы, которые находятся в постоянной оптимизации. Одно дело – управлять, машинально, другое дело – соблюдая требования закона, правильно ориентируясь в дорожной обстановке, в дорожных знаках. Исходя из этого, для лиц, которые приехали на постоянное проживание в РФ и получают документы, дающие им определенные права, и была введена эта обязанность. Они должны выполнять обязанности, чтобы глубже интегрироваться в процесс дорожного движения, изучая законодательство в области БДД и в первую очередь – ПДД».

   Поговорили в студии и о таких социально значимых категориях водителей, которые управляют грузовыми автомобилями, автопоездами, автобусами. Понятно, что эти люди перевозят пассажиров и грузы, активно участвуют в коммерческой деятельности. Поэтому данные транспортные средства являются повышенными источниками аварийности. Понятно, что аварийность грузовых автомобилей и автобусов стоит на особом контроле и вызывает опасения. Те меры, которые принимаются, направлены на ее снижение.

   «Выходцы из Киргизии и государств, где русский язык является официальным (Белоруссия, Казахстан, Абхазия и Южная Осетия), смогут поменять водительское удостоверение, в том числе и этих категорий, при сдаче теоретического экзамена, подтвердив знание правил дорожного движения Российской Федерации. Что касается граждан иных государств, которые получили документы о постоянном проживании или стали гражданами России, они должны будут при обмене водительского удостоверения такой категории пройти соответствующее профессиональное обучение в автошколе. В правилах дорожного движения есть много требований, которые необходимо изучить, чтобы безопасно участвовать в дорожном движении и осуществлять коммерческую деятельность», – сообщил эксперт.

    Изменений немало. Законодательно в России также закрепляется обязанность образовательной организации иметь заключение о соответствии ее учебно-материальной базы установленным требованиям. Известно, что несколько лет назад по результатам оптимизации процессов лицензирования, данное требование было исключено, что позволило не совсем добросовестным организациям начать оказывать услуги, не отвечающие требованиям не только безопасности, но и требованиям, которые предъявляются к образовательному процессу.

   «В первую очередь, автошколы должны иметь свои учебные классы – помещения, где проводится обучение, не говоря уже о наглядной агитации и материалах, которые необходимы для образовательного процесса. Автошкола должна иметь площадку, на которой происходит обучение навыкам вождения, пройдя которую и сдав внутренний экзамен, кандидат в водители сможет быть допущен к участию в дорожном движении. Если человек не имеет элементарных навыков управления автомобилем, он создает неудобство и опасность на дороге. Поэтому требования к учебно-материальной базе автошколы – это наличие персонала, транспортных средств для обучения, которые должны иметь соответствующие дублирующие органы управления, знаки «У», классы и площадку для оттачивания первоначальных навыков вождения», – пояснил  Мишуров.

    По материалам экспертного центра «Движение без опасности»